дисбаланс колесного диска

Дисбаланс, как правило, проверяется с помощью балансировочного станка в отсутствии шины набивными (пружинными) грузами. Возможная причина: дефект изготовления при литье или мехобработке.

Выявляется: перед началом эксплуатации диска с помощью балансировочного станка. Ответственный за дефект: производитель продукции.
Необходимые действия покупателя: возврат бракованного товара продавцу с заполнением всех необходимых документов.

Практически все легкосплавные диски изначально обладают дисбалансом - большим или меньшим. Причина тому - особенности их изготовления при литье и мехобработке. Для того, чтобы выровнять суммарный дисбаланс в комплекте с шиной, существуют балансировочные станки, при этом исправить возможно даже значительный дисбаланс, который, если его оставить без изменения, оказывает на механизмы движения автомобиля серьезное отрицательное воздействие и сказывается на легкости управления и безопасности движения авто. Дисбаланс, вначале не наблюдавшийся, может возникнуть и меняться в зависимости от условий эксплуатации машины. Самая распространенная причина появления дисбаланса - налипание грязи на колесо, смещение шины относительно диска и т.д. Поэтому рекомендуется регулярно (как минимум 1-2 раза в год) проверять балансировку дисков и исправлять появившийся дисбаланс.

Стандарт ГОСТ Р50511-93, принятый в России, не предусматривает конкретную предельно-допустимую величину дисбаланса, поэтому чаще всего на практике применяются внутренние стандарты компаний-производителей дисков для колес. Данные, приведенные в таблице № 1, распространяются на автомобили всемирно известных брендов и могут быть применены и для дисков, поставляемых на рынок России.


Дисбаланс дисков Дисбаланс дисков



Комментарий к таблице: Числовые значения - это максимально предельная масса пружинных (набивных) грузов. Если речь пойдет о самоклеющихся грузах, которые максимально распространены на сегодняшний день, то их масса будет несколько превышать значения из таблицы, это, однако, не будет являться производственным дефектом. Объясняется это тем, что их масса изменяется за счет того, что изменяется радиус наклейки этих грузов (см. рисунок 1).


Проверка балансировки

(рисунок 1)




Радиальное и осевое биение.

Проверяется: с помощью балансировочного станка в отсутствии шины набивными (пружинными) грузами.

Возможная причина: смещены относительно оси вращения колеса отверстия для крепежа диска либо же привалочная плоскость не является перпендикулярной относительно плоскости вращения колеса.
Также среди распространенных причин возникновения биений - низкое качество мехобработки.
Выявляется: перед началом эксплуатации диска с помощью балансировочного станка и мерительного инструмента, в частности - индикатора часового типа с магнитным штативом.
Ответственный за дефект: производитель продукции.
Необходимые действия покупателя: возврат бракованного товара продавцу с заполнением всех необходимых документов.

Биение диска - это некоторое колебательное смещение в сторону шины посадочных полок, которое возникает при движении автомобиля, когда диск вращается. При этом, если смещение происходит параллельно условной линии, вокруг которой вращается колесо - то биение осевое (торцевое), а если оно будет параллельно радиусу колеса автомобиля - то биение радиальное (см. рисунок 2).

Торцевое и радиальные биения

(рисунок 2)



Если колебание происходит, когда вращаются лицевые или внешние (находящиеся за его краем) части диска, то такой процесс биением не считается. На автомобиль и на его движение в таком случае не будет оказано никакого влияния.

Часто неопытный автовладелец пытается самостоятельно визуально определить - насколько высока степень биения диска. Однако глаз человека отнюдь не отличается высокой точностью. Максимальное биение, которое можно заметить без специальных инструментов - 0,3 мм. Человеческим глазом оно воспринимается как критическое, хотя по ГОСТ считается находящимся в норме.

ГОСТ Р 50511-93



Чтобы определить биение максимально точно, нужно автомобильный диск закрепить на балансировочном станке в таком положении, в каком он впоследствии будет крепиться на автомобиле (см. рисунки 3 и 4).

Максимально точное определение биения Максимально точное определение биения

(рисунки 3,4)



Биение определяется любым индикаторным измерительным инструментом, часового типа или электронным, для большей точности - укрепленным на штативе. Подобные инструменты имеют точность измерения 0,05 мм. При проверке на посадочную полку под шину устанавливается индикатор, при этом его размещают параллельно радиусу колеса, если поставлена цель измерять радиальное биение (см. рисунок 5), или параллельно линии вращения колеса, если будет измеряться биение осевое (торцевое) (см. рисунок 6).

Измерение радиального биения Измерение осевого(торцевого) биения

(рисунки 5,6)



Следует также учитывать, что биение нужно проверять только по внутренней поверхности обода колеса. Некоторые современные балансировочные станки измеряют биение также и по внешней поверхности диска, однако измеренное в таком случае значение не позволяет оценить биение посадочной полки, а служит лишь для того, чтобы выровнять биение шины. Самая распространенная причина возникновения биения диска - это, помимо неправильной его геометрии, внешние факторы: налипание грязи, частицы краски и т.д.

Перед тем, как установить диск на балансировочный станок, а после проверки - на автомобиль, следует провести тщательную проверку центрального отверстия и привалочной плоскости на предмет наличия грязи, частиц ржавчины, остатков липкой ленты, капелек краски. Такие инородные предметы, пусть и мельчайшие, приведут к тому, что диск будет перекошен, а результат измерения биения - заведомо ложным, и единый комплект «ступица-диск-шина» уже будет обладать неправильной геометрией.

Итак, как же правильно подготовить диск перед установкой его на автомобиль?

Осмотр диска Первым делом, следует тщательно осмотреть диск и выявить дефекты типа Замятин, сколов обода, в том числе и на его закраинах. Такие дефекты могут быть образованы при неаккуратном транспортировании и складировании продукции. Особенно внимательно следует осматривать ступицу. Если на ней имеется налипшая грязь, частицы ржавчины, краски и т.д., ступицу следует очистить от них, иначе в их лице будет иметься препятствие к тому, чтобы установить колесо на автомобиль максимально правильно. Если повреждения значительны, такой диск вообще запрещается использовать, ведь это отрицательно сказывается на безопасности автомобильной езды. Гарантийные обязательства компаний-изготовителей автомобильных комплектующих аннулируются в случае поломки их, если выяснится, что на автомобиль были установлены заведомо поврежденные диски.




Проверка совместимости с автомобилем Также необходимо проверить совместимость данной модели дисков с конкретным автомобилем. Величина «MAX LOAD», характеризующая максимальную допустимую статическую нагрузку данного диска должна соответствовать конкретной модели автомобиля. Проверьте состояние центровочных колец - их правильный размер и хорошее состояние. Вообще диск должен «садиться» на ступицу автомобиля достаточно плотно, максимально допустимый зазор между деталями должен быть равен 2 мм - это регламентирует ГОСТ Р50511-93. Гарантийные обязательства компаний-изготовителей автомобильных комплектующих аннулируются в случае поломки их, если выяснится, что на автомобиле диски на ступицы были установлены заведомо неправильно.




Проверка крепежа Следующий шаг - проверка крепежа на применяемость его на данной модели автомобиля и с конкретным диском. Помните, что гайки и болты должны соответствовать друг другу, а также диску и другим деталям по нескольким параметрам: размер резьбы, тип поверхности крепежа (это может быть плоскость, сфера, конус), а также длина. Следует внимательно осмотреть резьбу на предмет её чистоты, отсутствия соринок, капелек грязи и т.д., грани резьбы должны быть четкими, заусенцев и замятин быть не должно. Проверка закручиваемости болтов и гаек должна подтвердить закручивание не менее 6-8 оборотов до момента полной затяжки.

В руководстве по эксплуатации каждого автомобиля приводятся значения момента затяжки крепежных деталей. Примерные их значения приведены в таблице:

Дисбаланс дисков





Дисбаланс дисков Гарантийные обязательства компаний-изготовителей автомобильных комплектующих аннулируются в случае поломки их, если выяснится, что диски были установлены с помощью деталей, на которых присутствовала заведомо неправильная резьба.

На шток балансировочного станка устанавливают конус, который соответствует центральному крепежному отверстию автомобильного диска. При этом запрещено устанавливать центровочный конус по лицевой части диска. Следует также иметь в виду, что вставочное отверстие может быть изготовлено с меньшей точностью, чем отверстие посадочное. Кроме того, эти два отверстия могут находиться не на одной оси. Это приводит к возможности появления так называемого «ложного биения» и, как следствие, к неправильной балансировке. Также неаккуратная вставка конуса, особенно с лицевой части диска, может привести к повреждению лакокрасочного покрытия диска.




Проверка дисбаланса по пружинным грузам Перед установкой диска без шины на станок проверяется его дисбаланс по пружинным (набивным) грузам, визуально оценивается осевое и радиальное биение, в случае необходимости - биение оценивается дополнительно, теперь уже инструментально. При проверке диска он должен крепиться на стенде абсолютно аналогично креплению его на автомобиле (см. рисунки 4 и 5). Перед установкой диска следует тщательно проверить привалочную поверхность и центральное отверстие на предмет отсутствия на них частичек грязи, краски, других посторонних частиц. Также следует проверить чистоту фланца станка, а перед установкой диска на автомобиль - чистоту ступицы и других деталей авто. Даже малейшая соринка может привести к значительному изменению геометрических характеристик системы «ступица-диск-шина». С помощью индикатора на штативе, который имеет точность не менее 0,05 мм, измеряется биение - радиальное и осевое. Измерение следует производить в точке, разделяющей посадочную полку пополам. При этом нужно следить, чтобы индикатор располагался строго параллельно радиусу колеса, если измеряется биение радиальное, и параллельно линии вращения колеса, если целью измерения есть торцевое (осевое) биение. ГОСТ Р50511-93 регламентирует максимально допустимое биение в размере не более 0,5 мм.




Одеть шину После измерения биения на диск надевается шина, при этом следует строго соблюдать все инструкции завода-изготовителя. Если диск с выступающими лучами, то надевать шину надо крайне осторожно, следя, чтобы прижимной лапой шиномонтажного оборудования не были повреждены эти лучи при вращения диска. Если применяются сборные вентили, следует предварительно убедиться, что шина, которая одевается, не будет «закусывать» выступающие части вентиля при своем вращении.

Установив на станок диск полностью в сборе с шиной, следует окончательно сбалансировать его. При этом пружинные (набивные) грузы не рекомендуется применять на дисках из легких сплавов, так как они часто оставляют царапины на лакокрасочном покрытии, что приводит к коррозии металла в этих местах. Если имеется возможность применять только такие грузы, то их следует тщательно проверить на предмет отсутствия заусенцев и на то - на правильный ли угол загнута пружина. Следует учитывать, что некачественный груз может стать причиной неправильной балансировки.


Дисбаланс дисков Если баланс диска никак не достигается, следует провести следующие манипуляции. С диска снимается шина и грузы, диск повторно устанавливается на станок, который включается в режим «один груз». Диск прокручивается, и на нем следует поставить отметку в точке, прямо противоположной установленному грузу. Это самое «тяжелое» место диска. На диск надевается шина, и маркер «точка установки вентиля» на шине должен совпадать с «тяжелым» местом диска. Диск после этого точно отбалансируется.